Видео недоступно для вставки
Глеб, финансовый директор Яндекс Еды, рассказывает о своей роли в компании.
Он занимается как экономикой, так и ростом компании.
Основная тема лекции - юнит-экономика и её применение в Яндекс Еде.
Юнит-экономика - метод экономического моделирования для оценки прибыльности бизнес-модели.
Юнит может быть заказом, пользователем, точкой или единицей продукции.
Примеры: Яндекс Лавка, завод, туристический бизнес.
Можно считать по джейм, выручке или контрибушн маржин.
В Яндекс Еде используется контрибушн маржин для оценки доходов и расходов по каждому заказу.
Пример: средний чек, комиссия, платная доставка, сервисный сбор.
Инсентивы включают маркетинговые промокоды, субсидии и скидки.
Важно разделять затраты на текущих и новых пользователей.
Логистика включает расходы на доставку товара, включая пеших курьеров и автокурьеров.
Логистика включает только затраты на доставку.
Стоимость доставки для Яндекс Еды составляет 60 рублей.
Повышение стоимости доставки приведет к снижению заказов и ухудшению положения всех сторон.
Основные затраты: найм курьеров, сумки для курьеров, хабы.
Одежда для курьеров считается маркетинговым расходом и не включается в юнит-экономику.
Затраты на саппорт и ресторанные операции.
Экваринг: комиссия банкам за платежи.
Контрибушн маржин: переменные доходы минус переменные затраты.
Маркетинг и затраты на офис не учитываются в юнит-экономике.
Пример: экономика в прибыли, но маркетинг сильно увеличивает затраты.
Сравнение метрик: ЛТВ и КАС.
ЛТВ: доход от пользователя за его жизненный цикл.
КАС: стоимость привлечения платящего пользователя.
Определение желаемой маржинальности.
Планирование стоимости привлечения пользователей.
Оценка эффективности маркетинговых акций по инкременту заказов.
Сравнение расходов на акцию с контрибушн маржой.
Если остается прибыль, бизнес растет.
Если убыток, важно учитывать долгосрочные эффекты акции.
Пример расчета максимальной стоимости привлечения пользователя.
Обсуждение возможных изменений в расчетах для разных этапов бизнеса.
Пример с пользователем, делающим заказы в разных ресторанах.
Определение юнита и переменных расходов.
Установление срока окупаемости и целевой доходности.
Сравнение стоимости привлечения с LTV юнита.
Расчет сервисного сбора и его компонентов.
Логистика как переменные затраты.
Задачи юнит-экономики и ее важность для оценки состояния компании.
Юнит-экономика важна для понимания затрат и прибыли на единицу товара.
Пример: в авиастроительной отрасли считали экономику каждого самолета.
Важно знать, сколько тратится на привлечение одного пользователя и сколько он приносит за все время ЛТВ.
Косвенные налоги не учитываются в пионеле.
Налоги на прибыль можно учитывать в составе юнит-экономики, особенно для стартапов.
Важно правильно алоцировать стоимость подписки на каждый заказ.
Для проверки перемножаем контрибушн маржу на заказы и вычитаем маркетинг и в рхд.
Локация расходов требует творческого подхода, особенно для сложных статей, таких как саппорт.
Для оптимизации расходов важно понимать, где и сколько тратится.
Используйте статистику по когортам пользователей для прогнозирования.
Сравнивайте с данными других компаний, чтобы сделать обоснованные предположения.
Обновляйте прогнозы по мере накопления статистики.
Юнит-экономику оценивают по контрибушн марже, а не по чистой прибыли.
Чистая прибыль важна для акционеров, но не для оценки юнит-экономики.
Оверхэт включает расходы на сотрудников, офис и лицензии.
Это все, что связано с внутренней деятельностью компании, кроме операционных расходов.
Лекция завершена, спасибо за участие.
Приглашение на закрытую часть для слушателей школы менеджеров Яндекса.