В 1966 году состоялся первый полет Як-40, первого в мире реактивного пассажирского самолета для местных авиалиний.
Самолет был разработан ОКБ Яковлева и стал первым в мире активным пассажирским самолетом для местных авиалиний.
Самолет имел прямое крыло большого размера, безбустерное управление, три двигателя АИ-25, реверсивное устройство среднего двигателя, автопилот, радиоэлектронное навигационное и пилотажное оборудование.
Самолет мог использоваться на воздушных линиях протяженностью до 1500 км и вмещал до 32 пассажиров.
Самолет использовался на внутренних авиалиниях СССР, а также в Италии, Германии, Франции, Швеции, Колумбии и других странах.
Як-40 стал первым советским самолетом, проданным в страны развитой авиационной промышленности.
Самолет Як-40 не нашел покупателей, контракт с колумбийской компанией был расторгнут из-за неодобрения самолета властями.
Проект сборки Як-40 в Баренкиле был отменен, только три страны региона сертифицировали самолет: Куба, Боливия и Гватемала.
Як-40 использовался в 19 странах, на 1 января 2006 года в России было зарегистрировано 265 самолетов, из них 138 были в эксплуатации.
Создано множество модификаций Як-40, включая метеорологическую лабораторию, бизнес-джеты и другие.
Самолет получил прозвища "железный окурок" за малые габариты и дымление моторов, "истребитель керосина" за большой расход топлива.
В авиационных кругах про Як-40 ходит много баек и анекдотов.
Самолет эксплуатируется в России, Чехии, Казахстане и Ливии.