• Лекция посвящена грамматическим нормам русского литературного языка, которые делятся на две группы: морфологические и синтаксические.
• Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи, таких как имена числительные, существительные, прилагательные и другие.
• Собирательные числительные употребляются только с одушевленными существительными мужского и среднего рода (например, трое мужчин, трое полицейских).
• Числительные оба и обе употребляются с существительными женского рода, а оба мужчины, оба борца - с существительными мужского и среднего рода.
• В русском языке изначально было три числа: единственное, двойственное и множественное.
• Формы на а, я употребляются у односложных слов, имеющих ударение на первом слоге, и у слов, имеющих в единственном числе ударение на первом слоге.
• Выбор формы на а, я или на ы и зависит от смысла слова, то есть от его лексического значения.
• Примеры употребления форм существительных: адреса, адреса, векселя, векселя, голоса, голоса, штемпеля, штемпели, директора, обшлага, профессора, рукава, корпусы, корпусы, тормозы, тормоза, пропуски, пропуска.
• Видео обсуждает различия между существительными, имеющими формы единственного и множественного числа, и существительными, имеющими только форму множественного числа.
• Примеры включают "провода" и "счета", "зубы" и "зубья", "мужи" и "мужья", "клоки" и "клочья", "колена" и "колени", "камни" и "каменья".
• Видео объясняет, что существительные, оканчивающиеся на "ин" в единственном числе, образуют родительный падеж множественного числа с нулевым окончанием, например, "северянин" - "северян".
• Некоторые существительные имеют нулевое окончание в родительном падеже множественного числа, например, "дело", "место", "дно", "колесико".
• Некоторые существительные имеют окончание "оф" или "еф" в родительном падеже множественного числа, например, "килограмм", "грамм", "помидор", "апельсин".
• В русском языке существительные не изменяются по родам, они принадлежат к одному из трех родов: мужскому, женскому или среднему.
• В официально-деловой речи существительные, называющие звания, профессии, должности, употребляются в мужском роде, например, "инженер", "бухгалтер".
• Некоторые слова могут относиться к мужскому или женскому роду в зависимости от контекста, например, "виски", "бикини", "бра", "фойе".
• Запомнить существительные, которые чаще употребляются в разговорной речи, такие как "балерина", "няня", "маникюрша".
• Запомнить существительные мужского и женского рода, такие как "шампунь", "тюль", "рояль", "мишень", "мозоль", "гантель", "ванель", "вуаль".
• Обсуждение склонения фамилий в официально-деловой речи, включая славянские фамилии, оканчивающиеся на -а, -о, -и, -е, -аго, -яго, -ово, -ево, -ых, -их, -ых, -их.
• Не склоняются фамилии, оканчивающиеся на -ененко, -ко, -о, -аго, -яго, -ово, -ево, -ых, -их, -ых, -их.
• Образование форм глагола повелительного наклонения от глаголов: бежать, хотеть, лечь, ехать, печь.
• Образование форм глагола положить- синонимичного глагола у класть.
• Образование глагольных форм прошедшего времени, включая выпадение суффикса ну во всех формах.
• Обращение к словам замечательного русского писателя Александра Куприна о значении русского языка.
• Бережное отношение к языку и сохранение культуры через внимание к морфологическим формам.