Теория вероятности и математическая статистика базируются на математике.
Алфавит теории вероятности - комбинаторика.
Комбинаторика позволяет оценивать вероятности случайных событий.
Комбинаторика изучает комбинации элементов по определенным правилам.
Пример: выборка трех шаров из пяти.
Комбинаторный объект - подмножество элементов с общими свойствами.
Комбинаторное число - количество комбинаторных объектов с общим признаком.
Пример: выборка из трех шаров из пяти.
Перебор всех возможных комбинаций для небольших чисел.
Правило суммы: разбиение множества на непересекающиеся части.
Пример: составление чисел из пяти цифр, содержащих не менее трех цифр.
Правило произведения: разбиение на подмножества и умножение их количества.
Пример: выбор пары индексов и.
Мощность множества - количество элементов.
Пример: выборка пяти друзей для звонков.
Правила сложения и умножения применяются в зависимости от условий задачи.
Пример: трехзначные, четырехзначные или пятизначные числа.
Обсуждение способов очередности звонков друзьям.
Упорядоченный набор звонков, начиная с первого друга.
Применение правил произведения для подсчета возможных комбинаций.
Пример с подбрасыванием игрального кубика для понимания правил сложения.
Подсчет количества выпадений на каждом кубике.
Сложение результатов для получения общего числа выпадений.
Задача о распределении медалей между десятью участниками.
Применение правил произведения для подсчета возможных комбинаций.
Объяснение, почему медали три, а не десять.
Введение основных формул комбинаторики: перестановки, размещения, сочетания.
Объяснение перестановок как комбинаций, отличающихся только порядком.
Пример с семью различными фамилиями и их перестановками.
Задача о порядке выступления трех участников конкурса.
Решение задачи с использованием правил произведения.
Задача о составлении шестизначных чисел из цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5.
Условие о том, что цифры не повторяются.
Решение задачи с использованием формул сложения и произведения.
Шестизначные числа, кратные пяти, должны оканчиваться на 0 или 5.
Число, оканчивающееся на 0, имеет 5! вариантов.
Число, оканчивающееся на 5, имеет 4! вариантов.
Число, начинающееся на 0, имеет 4! вариантов.
Число, начинающееся на 1, имеет 3! вариантов.
Число, начинающееся на 2, имеет 2! вариантов.
Число, начинающееся на 3, имеет 1! вариантов.
Числа, оканчивающиеся на 0, не могут оканчиваться на 5.
Сложение 120 + 96 дает 216 чисел.
Второй способ: вычитание чисел, начинающихся на 0.
Размещение: выборка элементов без возвращения.
Формула для размещения: произведение элементов без возвращения.
Пример: размещение из 5 элементов по 3.
Ответ: 60 трехзначных чисел, 120 четырехзначных, 12 пятизначных.
Всего: 300 чисел.
Объяснение понятий: перестановки, размещения, сочетания.
Уточнение: трехзначные числа не могут быть четырехзначными.
Рассматривается задача о составлении дробей из чисел 3, 5, 7, 11, 13, 17.
В каждую дробь должно входить два числа, чтобы она не сокращалась.
Упорядоченная выборка, так как числитель и знаменатель неравны.
Упорядоченная выборка из шести элементов по два.
Пример: 3/5 и 5/3.
Умножение 6 на 5 для определения количества возможных комбинаций.
Размещение из шести по два: 6 умножить на 5.
Пример: 3, 5, 3, 5, 7, 11, 13, 17.
Числитель и знаменатель можно менять местами, но это не меняет результат.
Мощность пары: 6 умножить на 5 = 30.
Пример: 3 в числителе и 17 в знаменателе.
Формула: n! / (n - k)!
Пример: 6! / (6 - 3)! = 20.
Объяснение: n факториал делится на n минус k факториал.
Формула: n! / k! / (n - k)!
Пример: 6! / 3! / (6 - 3)! = 10.
Объяснение: n факториал делится на k факториал и n минус k факториал.
Примеры задач с использованием формул для размещений и сочетаний.
Указание на использование формул в зависимости от условий задачи.
Рассматривается задача на комбинации из трех чисел.
Важно только количество элементов, а не их порядок.
Решение: 3 на 2 на 1, что равно 3.