Видео недоступно для вставки
Вебинар посвящен закупкам у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций по правилам 44-ФЗ.
Вебинар проведет Наталья Ворожцова, заместитель директора департамента обучения электронной площадки РТС-Центр.
Программа вебинара включает разбор общих принципов реализации преимуществ для таких участников, административную практику и практические вопросы, связанные с расчетом процента закупок и заполнением отчета об объеме закупок.
Участниками закупок могут быть любые юридические лица, физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, за исключением юридических лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, и юридических лиц, включенных в перечень иностранных агентов.
Участие в определении поставщиков может быть ограничено только в случаях, предусмотренных 44-ФЗ.
Закон выделяет четыре преференциальные группы участников закупок, но сегодня рассматриваются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Закон не разделяет эти категории, и участие в закупках для них одинаково.
Возможны два варианта исполнения нормы: вариант один и вариант два.
Вариант один: заказчик проводит конкурентную закупку, устанавливая преимущество для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Вариант два: заказчик проводит конкурентную закупку без ограничений, но победитель должен привлечь субподрядчиков из числа таких субъектов.
Вариант один: преимущество устанавливается в извещении, и в закупке могут участвовать только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Вариант два: победитель должен привлечь субподрядчиков из числа таких субъектов, если он не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.
Заказчик вправе проводить закупки с преимуществами для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций по варианту один или два, за исключением определенных случаев.
Примеры исключений: закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства, работы в области использования атомной энергии, закрытые способы закупки, услуги по предоставлению кредитов, закупки у единственного поставщика.
Реализация преимуществ возможна только в конкурентных процедурах с соответствующими признаками.
Пример ошибки: заказчик установил признак части третьей статьи 30, но по условиям контракта победитель должен привлечь субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства.
Норма части 71 статьи 112
Заказчики могут устанавливать преимущества для субъектов малого предпринимательства СМП СНК.
Участники закупок иногда жалуются на ограничения конкуренции, но контрольный орган подтверждает законность таких преимуществ.
Аналогичные решения встречаются и по медицинским изделиям.
Для определения категории участников закупок используется федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства.
Субъекты малого предпринимательства должны соответствовать определенным условиям: быть юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, иметь среднесписочную численность работников до 100 человек и доход до 800 миллионов рублей.
Сведения о субъектах малого предпринимательства включаются в единый реестр, который ведет Федеральная налоговая служба.
Социально ориентированные некоммерческие организации определяются по правилам федерального закона о некоммерческих организациях.
Такие организации должны быть юридическими лицами и осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества.
Если учредителем является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, организация не будет иметь бонусы в закупках.
Подтверждение категории участников закупок осуществляется через единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.
Для субъектов малого предпринимательства подтверждение происходит автоматически на основании сведений из единого реестра.
Для социально ориентированных некоммерческих организаций подтверждение осуществляется через декларацию, которую участник закупки должен предоставить самостоятельно.
Участник может самостоятельно обновить информацию в едином реестре участников закупки.
Конкурентные процедуры реализуются только через закупки по варианту один.
Оператор проверяет, относится ли участник к категориям СМП или СОНКО, и возвращает заявку, если нет.
Начальная максимальная цена контракта ограничена 20 миллионами рублей.
Запрещено проводить закупки с преимуществом для СМП и СОНКО, если товар или услуга включены в перечни для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов.
Организации инвалидов могут участвовать в закупках для СМП и СОНКО одновременно.
В 2023 году сохраняется льгота на отсутствие обеспечения исполнения контракта для СМП и СОНКО.
Если обеспечение установлено, оно рассчитывается от цены контракта, а не от начальной максимальной цены.
Особые условия обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств указываются в проекте контракта.
Оператор проверяет, относится ли участник к СМП или СОНКО, и возвращает заявку, если нет.
Вознаграждение оператору снижается до 2000 рублей для победителей из СМП и СОНКО.
Участник может быть освобожден от обеспечения исполнения контракта, если он добросовестный и исполнил три контракта за последние три года.
Возврат обеспечения исполнения контракта возможен по любому конкурентному способу закупки.
Оператор проверяет все заявки, если в извещении установлен признак части третьей статьи 30.
Участник может уйти от обеспечения исполнения контракта, предоставив номера контрактов с суммарной стоимостью ниже начальной максимальной цены контракта.
Если у участника нет такого опыта, он предоставляет сниженное обеспечение исполнения контракта.
Возврат обеспечения исполнения контракта осуществляется в течение 15 дней после подписания документа о приемке.
Заказчики часто не учитывают льготы в условиях контракта.
Важно учитывать особенности закупок для СМП и СОНКО.
Необходимо уточнять у победителя, как он будет предоставлять обеспечение исполнения контракта.
Оператор может вернуть заявку участника, если он не является СМП или СОНКО.
Жалобы на действия оператора рассматриваются центральным аппаратом ФАС России.
Если оператор вернул заявку неправомерно, заявка возвращается на этап подачи заявок.
Участник может предоставить обеспечение исполнения контракта через личный кабинет электронной площадки.
Если участник не предоставил информацию о трех контрактах, он должен предоставить обеспечение в виде денежных средств или независимой гарантии.
Комиссия по осуществлению закупок должна проверять категорию СМП и СОНКО.
Если комиссия отклоняет заявку за несоответствие категории, это может быть неправомерно.
Оператор электронной площадки должен проверять категорию СМП и СОНКО, а не комиссия.
Закупка для жилых помещений для детей-сирот.
ИП участвовало в аукционе как представитель физлица.
Комиссия по осуществлению закупок не проверила участника.
Отклонение участника по пункту 2 части 12 статьи 48.
Отсутствие декларации о принадлежности к социально ориентированным некоммерческим организациям СОНО.
Комиссия правомерно отклонила заявку.
Расчет от суммы начальных максимальных цен каждого заказчика.
Освобождение от обеспечения гарантийных обязательств возможно только при подписании контракта.
Закупка может быть на любую сумму, кроме услуг по предоставлению кредитов.
Обязательное условие о привлечении субподрядчиков из числа СМСП и СОНО.
Процент привлечения устанавливается подзаконным актом.
Поставщик обязан привлечь субподрядчиков из числа СМСП и СОНО.
Предоставить декларацию о принадлежности субподрядчика к СОНО и копию договора.
Право заменить субподрядчика с обязанностью предоставить новые документы.
Оплата субподрядчику в течение семи рабочих дней.
Предоставление копий документов о приемке и платежных поручений.
Гражданско-правовая ответственность за предоставление недостоверных сведений или непривлечение субподрядчиков.
Закупка считается конкурентной, если указан соответствующий признак в извещении.
Участник, являющийся СМСП или СОНО, обязан привлечь субподрядчиков.
Победитель СМП не обязан привлекать субподрядчиков.
Контракт засчитывается только на указанный процент привлечения.
Ошибка: указание "не менее" вместо фиксированного процента.
Минимальный обязательный размер закупок СМП составляет 25% от совокупного годового объема закупок.
Из расчета исключаются закупки для обороны, безопасности, кредиты, атомная энергия и закрытые способы определения поставщика.
Закупки у единственного поставщика также исключаются.
Конкурентные процедуры, проведенные с преимуществом для СМП, не исключаются из расчета.
Закупки, проведенные по пункту 25 части 1 статьи 93, исключаются.
Закупки по пункту 24 части 1 статьи 93 также исключаются.
В 2022 и 2023 годах закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий исключаются из расчета.
Исключаются закупки для федеральных и региональных органов исполнительной власти, подведомственных им учреждений и унитарных предприятий.
Муниципальные медицинские организации не применяют эту норму.
Минимальный объем закупок СМП рассчитывается как 25% от разницы между совокупным годовым объемом закупок и исключенными закупками.
Совокупный годовой объем закупок включает контракты, заключенные в предыдущих и текущем финансовых годах.
Важно учитывать исполнение обязательств по контрактам.
Контракты учитываются по факту исполнения, а не по лимитам.
Контракты, заключенные в отчетном году, но исполненные в следующем году, учитываются в соответствии с бюджетным законодательством.
Кредиторская задолженность учитывается в том году, когда она была оплачена.
Важно смотреть, за какой период деньги были оплачены.
Лучше обращаться к финансистам и бухгалтерии для уточнения.
План должен быть уточнен и соответствовать итоговым цифрам года.
Лучше брать выписку по бухгалтерии для правильного отражения в отчете.
Письмо разъясняет, что закупки у единственного поставщика по пункту 25 части 1 статьи 93 не включаются в СГОЗ.
Исключение: закупки по части 3 статьи 30, которые не состоялись по пункту 25.
Возможность заключать контракты с единственным поставщиком по статье 15 44-ФЗ.
Эти закупки также вычитаются из СГОЗ для уменьшения базы и увеличения процента закупок.
Пример расчета для больницы за 2022 год.
Важно учитывать оплату по контрактам, а не начальную максимальную цену.
Отнимаются закупки по части 1-1 статьи 30 и медицинские изделия и лекарства.
Закупки для СМП СОНКа не вычитаются из СГОЗ.
Медицинские изделия и лекарства учитываются, если закупки проведены для СМП СОНКа.
Субподряд учитывается в объеме закупок у СМП СОНКа.
Оплата по годам: 10 миллионов за 2022 год, 10% от 10 миллионов.
Корректировка контрактов: остаток средств 3 рубля, 25% для СМП.
Пример с образовательным учреждением: лекарства и медицинские изделия не вычитаются из СГОЗ.
Остаток средств в конце года: вопрос бухгалтерии, не влияет на закупки.
Отчетность: обязанность заказчика, срок до 1 апреля следующего года.
Исключения: заказчики из перечня, утвержденного правительством РФ.
Размещение отчета: контрактная служба или контрактный управляющий.
Форма отчета: установлена постановлением 238, реализована в ЕИС.
Гостайны не размещаются в отчете.
Раздел 1: сведения о заказчике.
Раздел 2: объем закупок у СМП и СОНК.
Подраздел 1: расчет объема закупок.
Совокупный годовой объем закупок СГОЗ.
Общий объем финансового обеспечения для оплаты контрактов.
Исключение закупок для СМП и СОНК из СГОЗ.
Повторный учет сведений недопустим.
Пример: услуги по предоставлению кредитов вычитаются из СГОЗ.
Объем закупок, который заказчик обязан осуществить.
Объем закупок в отчетном году по результатам определения поставщика.
Объем привлечения.
Включаются фактически оплаченные денежные средства по контрактам.
Если побеждает участник, не относящийся к СМП СОКА, он обязан привлечь субподрядчиков из числа СМП СОКА.
Контроль за привлечением субподрядчиков и возможные штрафы.
Практика и разъяснения по определению совокупного годового объема закупок.
Важно учитывать все выделенные средства и расходные обязательства.
Позиция 7: объем закупок у СМП СОКА в отчетном году.
Указание суммы начально максимальных цен несостоявшихся закупок.
Контракты на лекарства и медицинские изделия вычитаются из совокупного годового объема закупок.
Информация о заключенных контрактах и их уникальных номерах.
Отчет об объеме закупок у СМП СОКА в единой информационной системе.
Вкладки: общая информация, информация о заключенных контрактах, информация об объеме закупок.
Возможность корректировки сумм, рассчитанных по контрактам, расторгнутым в отчетном году.
Величина показателя в тысячах рублей.
Автоматическое подсчет объема закупок.
Ответственность за нарушение требований.
Специальные закупки по части третьей статьи 30.
Субподряд по части пятой статьи 30.
Проценты и сумма начальных максимальных цен несостоявшихся закупок.
Штрафы за несоблюдение требований.
Штрафы за ошибки в отчете и нарушение сроков.
Штрафы за отсутствие отчета.
Вопросы о контрактах и их отражении в отчете.
Корректировка контрактов и кредиторская задолженность.
Вопросы о несостоявшихся закупках и их учете.
Учет контрактов, заключенных в 2021 году.
Корректировка контрактов вручную.
Вопросы о несостоявшихся закупках и их учете.
Учет контрактов по коммунальным услугам.
Проблемы с кредиторской задолженностью.
Вопросы о продлении контрактов и их учете.
Учет закупок на медицинские изделия.
Вопросы о привлечении СМП и их учете.
Проверка извещений и контрактов.
Закупки масок и облучателей.
Вычет цен контрактов из госзаказа.
Вопросы о федеральных заказчиках и их учете.
Учреждения уголовно-исполнительной системы обязаны проводить закупки у субъектов малого предпринимательства СМП.
Микропредприятия и субъекты малого предпринимательства считаются равными для целей 44-ФЗ.
Закупка у СМП учитывается в отчете, даже если победитель один.
Закупка медицинских изделий не вычитается из базы, если в реестре контрактов указан признак "медицинское изделие".
Если признак не указан, необходимо скорректировать реестр контрактов через техподдержку.
Участие в закупках может быть ограничено в определенных случаях.
Преимущество для СМП реализуется через часть третью статьи 30, что подразумевает участие только СМП.
Если предмет закупки входит в перечень УИС, закупка должна быть проведена у СМП.
В случае, если победитель не СМП, можно установить обязанность привлечь субподрядчиков из числа СМП.
Медицинские маски и лекарства учитываются в отчете, но не вычитаются из базы.
В реестре контрактов указывается признак "лекарства" или "медицинские изделия".
Ответственность за выполнение процентов по закупкам СМП несет руководитель контрактной службы или контрактный управляющий.
В отчете учитывается 25% от суммы контракта, если подрядчик не СМП.
Некоторые заказчики сталкиваются с проблемами при размещении отчетов, превышающих 100%.
Контрольные органы могут проверять отчеты, если они превышают 100%.
Рекомендуется корректировать отчеты, чтобы они соответствовали нормам 44-ФЗ.
Отчеты должны соответствовать нормам 44-ФЗ, но могут быть корректировки.
Контракты, не включенные в реестр контрактов, не должны отображаться в открытой части.
Решения по формированию отчетов остаются за заказчиками.
Ответственность за корректность данных в отчетах лежит на заказчиках.
Важно учитывать разъяснения регулятора и корректировать данные при необходимости.
Некорректно заполненные контракты требуют внесения изменений в реестр контрактов.
Некорректные данные в отчетах могут привести к наказанию при проверках.
Дебиторская задолженность учитывается в зависимости от года возврата денег.
Несостоявшиеся закупки включаются в отчет, если они привели к заключению контракта.
Контракты с нулевой оплатой должны корректироваться в зависимости от расходных обязательств.
Контракты с лекарствами и медицинскими изделиями вычитаются из общего объема закупок.
Нулевые отчеты подразумевают отсутствие обязанности осуществлять закупки.
Отчет по оплатам можно сформировать в личном кабинете РТС.
Кредиторская задолженность учитывается по году оплаты.
Контракты с начисленными штрафами и пенями учитываются в отчете.
Лекарства и медицинские изделия вычитаются из общего объема закупок.
Закупки у СМП учитываются в пункте 5 отчета.
Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ учитываются в соответствии с бюджетным законодательством.
Малые закупки по пункту 5 статьи 93 не проводятся через котировочные сессии.
Контракты по пункту 5 статьи 93 добавляются вручную в реестр контрактов.
В реестре контрактов нет возможности вручную поставить галочку для мед изделий.
Федеральное казначейство рекомендует указывать код НКМ из рек удостоверения.
Контракт с мед изделием попадает в отчет, даже если указан код НКМ.
Двойной учет контрактов не допускается.
Реестровые номера контрактов включаются в отчет автоматически.
Учитываются контракты, заключенные в текущем году и за предшествующие годы.
Важно, чтобы в отчет попало не меньше информации, чем должно.
Контракты с единственным поставщиком подгружаются в отчет по СМП.
Контракты по пункту 25 и 11-93 подгружаются правильно.
Ошибка задвоения контрактов в реестре не должна возникать.
Расторжение контракта и допники должны вноситься в реестр контрактов.
Правильные цифры должны подтягиваться в отчет.
Пример: контракт на 10 тысяч рублей, расторгнут на 8 тысяч.
Контракт на 300 миллионов рублей на три года.
В госзе учитывается только начальная максимальная цена.
Пример: в 2022 году оплачивается 50 миллионов рублей.
Несостоявшиеся закупки включаются в отчет.
Закупка с преимуществами по части 3 статьи 30 не вычитается из года.
Пример: закупка питания для детского сада.
Совокупный годовой объем закупок включает доведенные лимиты бюджетных обязательств.
Руководствоваться следует сложившейся практикой и разъяснениями.
Пример: закупки по пункту 5 части 1 статьи 93 вычитаются из года.